Воскресная школа

В настоящее время светское образование на всех уровнях утратило воспитательный характер. Вследствие этого и средняя школа, и вузы ставят своей целью лишь передать обучающемуся определенный объем знаний.

Если говорить о духовно-нравственном воспитании детей и юношества, то возникает вопрос: каким образом, на какой основе это возможно делать? Для большинства людей русской культуры в нашей стране и за ее пределами объединяющим стержнем является православная культура со своими духовно-нравственными ценностями. Она основана на вероучительных истинах Православного христианства, т.е. восприятия и понимания христианства теми людьми Ближнего Востока и восточного Средиземноморья, которые жили там, где происходили евангельские события, где проповедовали апостолы и где в день Пятидесятницы родилась Церковь.

Слово образование происходит от слова «образ». Применительно к человеку это слово указывает на то, как именно он был сотворен Богом и чем принципиально отличается от всех живых существ.

В Библии сказано о творении человека: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27).

Бог троичен и един, и в человека заложил стремление к подобному единению двух личностей во взаимной любви. Человек – существо социальное, он живет в обществе подобных себе личностей, которые тоже являются образами Божиими, т.е. своего рода Божиими портретами, хотя и очень искаженными прародительским грехопадением.

Говоря о христианском понимании природы человека, следует сказать, что он состоит из тела, души и духа. Душа, в смысле ума, психики и нервной системы, есть и у высших животных, но лишь у человека всё это достигает совершенно иного уровня и качества. Люди обладают богоподобным творческим умом. Дух человека – это то, что его принципиальнейшим образом отличает от животного. Именно дух способен общаться с высочайшим духовным Существом – Богом. Дух человека определяет нравственные ценности личности и дает направление деятельности ума и всей человеческой жизни.

Человек является образом Божиим. Кроме того, он, по замыслу Творца, в результате своей жизни должен стать подобным Богу: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт. 1, 26), – сказал Бог при творении человека. Образ дан, а вот до подобия надо расти.

Бог – всемогущий Творец мира. Он замыслил человека как Своего помощника в земном мире: и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1, 26). Под владычеством человека в этом мире понимается мудрое и творческое управление всем, что создал Бог на земле. Хотя человек согрешил, исказил свою природу грехопадением, и мир вместе с человеком потерял райское состояние, Бог Своего определения о роли человека на земле не отменял. На этом основании созидается и воспитывается христианское отношение к земному миру и природе.

О назначении человека говорится еще следующее: взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт. 2, 15). Хотя райское состояние и потеряно, это определение Божие осталось в силе. Поэтому христианам необходимо учиться возделывать и хранить рай в душе, в семье, в учебном заведении или на работе – то есть везде, где мы живем.

На этом основано христианское воспитание детей и взрослых в мирной и созидательной деятельности в земном отечестве. Но этот созидательный труд во всех сферах жизни не может быть принудительным и подневольным. Бог – Творец и Создатель, а потому и Его образ должен быть творцом и создателем всего доброго и светлого в том мире, в котором человек призван быть Божиим соработником.

В Священном Писании указан путь для человека: хочешь научиться любить невидимого Бога – научись любить видимого тобой человека. По словам апостола Иоанна Богослова, не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20)

Поэтому твердым основанием правильного отношения к людям, труду, учению, отечеству является любовь к Богу, которая помогает возрастать в богоподобии – уподоблении Богу в любви. Сам Спаситель говорит Своим ученикам: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15). Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15, 10).

О семейной жизни Бог сказал еще при творении человека: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 1, 28). Брак установлен Богом в райском состоянии, как и размножение людей благословлено Богом еще в райском состоянии. Брак является органичным соединением двух половин – мужчины и женщины – в одно целое.

Человек сотворен Богом, и потому только один Бог вправе распоряжаться жизнью и смертью людей. Еще в Ветхом Завете дана заповедь: не убивай (Исх. 20, 13). А Евангелие обращает внимание на то, что неродившийся ребенок, в том числе и только что зачатый, есть одушевленная человеческая личность. Христианин утверждает ценность человеческой жизни на любом ее этапе – от начала зарождения до последнего вздоха.

Христианское воспитание человека осуществляется Православной Церковью в разных формах:

1) в таинственно-благодатной жизни Церкви, включая Таинства, в первую очередь, Крещение, Миропомазание, Покаяние и Причащение;

2) через церковную проповедь и богослужение.

Особо важное значение для формирования духовно-нравственной человеческой личности играют воскресные приходские школы для детей. Именно в них становится возможным заложить прочный духовный фундамент, выстроить шкалу нравственных ценностей, помочь ребенку осознать, что он не животное, а потому и не должен жить по «законам джунглей»: его земная жизнь является началом вечной, а потому и имеет бесконечную ценность; он не одинок в этом мире, у него есть Бог и Церковь.

Надо отметить, что все те задачи, которые мы кратко наметили в этой статье, реальнее всего могут реализовываться именно в воскресных школах.

Конечно, глобальная задача – помочь ребенку вырасти христианином. Надо признать, что в юношеском возрасте немалое количество воспитанников воскресных школ отходит от Церкви, увлекаясь земными ценностями. Но у них есть куда вернуться, когда они станут полноценно взрослыми. И этот процесс возвращения в родной дом происходит. Кроме того, то понимание жизни и нравственных ценностей, заложенное в воскресной школе, в них остается очень во многом на всю жизнь и помогает стать полезными и активными членами общества. Те же, кто полноценно воцерковляются, становятся духовно-нравственной опорой для многих людей и сами способны обретать полноценное счастье на земном жизненном пути. Они живут для того, чтобы жить вечно. А без бессмертия жизнь человека теряет смысл.

Из всего сказанного следует вывод, что духовно-нравственное воспитание человеческой личности имеет своим основанием знание Новозаветного Откровения Божиего, понимание назначения человека в земном мире, являющемся школой подготовки к бессмертной жизни в Царстве Любви Божией.

Настоятель Скорбященской церкви г. Клина

протоиерей Борис Балашов