кто может быть крестным

Кто может быть крестным

  • Крестным (восприемником) должен быть православный христианин. Крестным не может быть отпавший от Церкви (регулярно не причащающийся), представитель иной религии или атеист. От восприемника требуется не только, чтобы он знал Символ веры и читал его при Крещении, но и духовное воспитание крестника в будущем, ежедневная молитва за него.
  • Крестный должен быть воцерковлённым человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и воспитывать его в христианской вере.
  • После того, как совершено Таинство Крещения, крестного нельзя поменять, даже если он пропал без вести или отпал от веры.
  • Беременная и незамужняя женщины могут быть крестными и мальчиков и девочек.
  • Крестными не могут быть отец и мать ребенка, а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка, остальные родственники – бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.
  • У человека должен быть только один крестный родитель. По Требнику, необходимым считается только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Наличие второго крестного есть неписаный, хотя и древний, обычай Церкви.
  • Не допускаются к восприемничеству монахи и монахини.
  • Чином Таинства Крещения предполагается очное присутствие восприемников при его совершении. В крайнем случае допускается Крещение младенцев и без восприемников, тогда сам священник считается крестным.
  • Запрещены браки между крещаемым и восприемником: восприемник не может взять в жены свою духовную дочь, и кум не может жениться на овдовевшей матери своей духовной дочери (VI Всел. соб., прав. 53).

  •   Безрассудно приглашать крёстным человека нецерковного: чему может научить тот, кто сам не знает предмета? Это как выбрать проводником в опасном путешествии, где цена вопроса – жизнь (в нашем случае – Вечная), проходимца, не знающего маршрута.
  •   Так же нерассудительно церковному человеку брать на себя перед Богом обеты воспитывать в христианской вере младенца, родители которого не только вне Церкви, но и не собираются воцерковляться, прививать своё чадо ко Христу-Спасителю.
  •   Если же вас приглашают быть восприемником родители, которые не только не против того, чтобы  крестить ребёнка, но и сами готовы стать членами церковной общины, то разумно, перед принятием собственных обетов, взять и с родителей обет исполнять Заповеди, ежедневно молиться за своих детей, приходить с ними в храм, стараться еженедельно их причащать. В идеале хорошо бы посоветовать родителям  походить в воскресную школу или на занятия по катехизации: через пару занятий будет понятно, серьёзно ли они относятся к духовной жизни, либо рассматривают Крещение как магический обряд.
  •   По древнему церковному правилу, при Крещении младенцев необходимым считался только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола (Большой Требник, 5 гл., «зри»). Правило о «бытии при Крещении одному восприемнику» принадлежало первым векам христианства и строго соблюдалось в Церкви Восточной и Западной до IX века. В наше время широкое распространение получил обычай быть при Крещении двум восприемникам: крестному отцу и крестной матери.
  •   Только православные восприемники или восприемницы имеют церковное значение. Их имена воспоминаются в молитвах и вносятся в свидетельства о Крещении. Восприемник «представляет собою лицо крещаемого и за него обеты Богу, творит, Символ исповедует и обязан восприемного сына наставить вере и закону Божию, чего не могут учинить ни невежа в вере, ни иноверный» (Книга о должностях пресвитеров приходских, 80).
  •   Согласно с практикой древней Церкви, как иноверцы никогда не допускаются к восприемничеству, так и православному неприлично быть восприемником детей у иноверных родителей, исключая те случаи, когда дети крестятся в православную веру. Каноны Церкви такого случая, как участие при крещении в качестве восприемника инославного лица, также не предусматривают.
  •   Не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и пришедшие в храм в нетрезвом виде. Например, не бывшие по нерадению у исповеди и Святого Причастия длительное время не могут дать руководства и назидания в жизни своим крестникам. Не могут быть восприемниками малолетние (до 14 лет), так как еще неспособны к делу учительства и нетверды в разумении веры и силы Таинства (кроме тех случаев, когда совершенно невозможно иметь совершеннолетнего восприемника).
  •  Древняя Русская Церковь не знала такого правила, которое бы устраняло монахов от восприемничества. Известно, что крестными отцами наших русских великокняжеских и царских детей были большей частью монахи. Только впоследствии монахам было воспрещено восприемничество потому, что оно вовлекает монаха в общение с миром (Номоканон при Большом Требнике). Родители не могут быть восприемниками от купели Крещения собственных детей. Женщине, находящейся в обычном очищении, неудобно быть восприемницей. В таких случаях можно отложить Крещение или же пригласить другую восприемницу.
  •   Церковные правила не запрещают быть восприемниками одного и того же младенца родным брату и сестре, а также отцу с дочерью или матери с сыном. В настоящее время священники не допускают мужа и жену к совместному восприемничеству одного и того же младенца. Чтобы не допустить нарушений существующих правил относительно восприемников, священник обычно заранее узнает от родителей, кого они желают иметь восприемниками для своих детей.